На главную страницу сайта МОИП

 

Вернуться к началу статьи на сайте МОИП

 

 

 

 

Жанна Каздым

 

Становление Парижа как культурной и политической столицы Франции в XI – XV вв.

 

О Париже написано и сказано очень много. Мы привыкли считать Париж столицей искусств, столицей моды, памятником великолепной архитектуры. Здесь множество музеев, картинных галерей, театров… Но всегда ли Париж был таким?

Мы попытаемся заглянуть в Париж, в котором ещё нет Эйфелевой башни и Сакре-Кёр, нет Дома Инвалидов и башни Монпарнас, нет даже Лувра в том виде, к которому мы все привыкли. Зато есть грязь, вонь, болезни, преступники, а по улицам ходят дикие свиньи.

  Когда же и как Париж становится культурной и политической столицей Франции? Безусловно, такое «перерождение» возможно лишь тогда, когда в стране появляется сильная королевская власть, и эта власть эта сосредоточена именно в Париже.

А где король - там и строительство. Строятся дворцы, крепости и храмы. Городу нужны рабочие руки, они стекаются извне, и город растет, развиваются ремесла и торговля. Париж преображается: появляется Нотр-Дам, Сен-Шапель, перестраивается дворец в Сите, начинается строительство Лувра.

Несмотря на все тяготы истории, войны и революции, в Париже сохранены многие памятники раннесредневековой и средневековой архитектуры. И именно это дает нам сегодня возможность прикоснуться к Парижу тех времен.

Итак, опираясь и на письменные источники, и на те, которые мы можем увидеть и «потрогать» лично, можно показать средневековый Париж, его обитателей, их нравы и обычаи, архитектуру и первый Парижский университет.

Каким же образом и под воздействием каких факторов этот небольшой, плохо обустроенный городок превратился в столицу одного из самых влиятельных государств Европы?

 

Краткая история Парижа до XI века

 

«…Смотрите же внимательно. Всё начиналось здесь. На трех островах, которые теперь составляют один остров, галлы построили маленький город Лютецию, раскинувший предместьям по обе стороны Сены. Угроза вторжения римлян, а позднее и варваров, заставила жителей защищаться  и, укрываясь на своем острове, уничтожать мосты. Опасность отступала и город вновь расцветал на крутых берегах реки…» - так пишет Андрэ Моруа, и такова официальная версия.

Однако в последнее время некоторые историки высказывают сомнение о местонахождении Лютеции. Так французский писатель и историк Лоран Доитч, опираясь на раскопки 2003 года, предполагает, что Лютеция находилась на теперешней окраине Парижа  в маленьком городке Нантерр.

Дело в том, что когда прокладывали окружную дорогу вокруг Парижа (А86), при строительстве подземного перехода, обнаружили остатки галльского поселения под городом Нантерр. «Тут есть все: дома, улицы, колодцы, ворота и другие находки.<...> первая Лютеция зарыта в подземном переходе Нантерра».

 

SAM_2741

 

Нантер… Может быть именно отсюда начинался Париж?

Фото автора

 

SAM_3194

Археологический крипт. Остатки римских строений под площадью Нотр-Дам

Фото автора

 

А какой уж версии придерживаться - решайте сами…

 

Париж был основан римлянами и был частью Римской империи. Но после её распада и ослабления римского владычества Париж оказался незащищенным от варваров и вынужден был выживать и самостоятельно защищаться от внешних врагов. Но именно это стимулировало развитие торговли и ремесел, а, следовательно, и развития города.

Остатки строений римского времени сохранились под площадью Нотр-Дам, а также термы возле отеля Клюни, да ещё амфитеатр.

 

SAM_2792

 

Остатки римских терм в отеле Клюни.

 Фото автора

 

Откуда же взялось само название Лютеция? Римское название восходит к кельтскому: «затхлые и грязные берега островов, где люди жить не могли» - «лук-тиер» (louk-tier).

Галльское название «летучези» означает – «стоящая между вод». Мы можем относить возникновение Лютеции к 53 году до н.э., но эта дата весьма приблизительная.

С 307 года официальное название города - Civitas Parisiorum («город Париж», по-латыни). Этот галло-римский город был значительно перестроен первым королём Хлодвигом (или Кловисом, на французский манер).

Хлодвиг, завоевавший всю Галлию, сумел объединить разрозненные галльские племена под властью франкской аристократии, а сам поселился в бывшем дворце римского наместника, сделав Лютецию своей столицей в 508 году. Правда, тогда город чаще называли уже не Лютецией, а Парижем (по имени галльского племени паризеев).

 

SAM_3183

 

План Лютеции IV века

 

Большое значение имеет тот факт, что постепенно Париж становился христианским городом. Надо отметить, что изначально в Париже (будем так его называть) сосуществовали два этноса – «романи» (римляне) и франки. Во времена Хлодвига эти два  этноса значительно различались по социальному происхождению, именам, одежде, и конечно языку.

Первым христианским святым, покровителем Парижа был святой Дионисий (3 век н.э.). Но парижане не очень почитали этого святого, гораздо большее благоговение вызывала у них святая Женевьева. Она родилась в 420 году, в Нантерре (что, кстати, может свидетельствовать о том, что Париж зародился именно там!).

В 441 году, во время нашествия гуннов во главе с Атиллой, повергшего парижан в ужас, Женевьева стала спасительницей Парижа.

Она уверяла парижан, что слышала «глас божий», говорящий о том, что город не будет сдан. И парижане поверили ей, продолжили защиту города, а Атилла, прекратив тщетные попытки осады Парижа, увел свою орду в более богатые области Франции.

С тех самых пор Женевьева считается покровительницей Парижа и одной из самых почитаемых святых.

Париж постоянно осаждали внешние враги – норманны, арабы, угры. Можно отметить и ужасное нашествие готов в 410 году н.э., когда погибло множество жителей.

В VII-VIII веках было нашествие арабов, но в 732 году в решающей битве при Пуатье major du palais Парижа Карл Мартелл («Боевой Молот») разбил армию арабов и дал имя династии Каролингов (хотя сам королем не был). В 751 году он провозгласил королём своего сына Пипина (который позже получил прозвище «Короткий»).

Большую роль в истории Франции и Парижа сыграл Карл Великий (годы правления 771 - 814), сын и преемник Пипина Короткого.

В 800 году Карл объявляет себя императором Франкской империи и переносит столицу в Экс-ла-Шапель (Ахен). При Карле Париж начал терять политическое влияние, хотя укрепился  в роли торгового центра.

После смерти последнего короля династии Каролингов, Людовика Пятого Ленивого (годы правления 986-987), парижане с воодушевлением возвели на престол внука Гуго Великого (герцога Франции и графа Парижа и Орлеана), сына короля Роберта Первого. Прозвище «Капет», Гуго получил в честь «cappa» (по-латыни – «плащ с капюшоном»), который он носил в знак веры.

Коронация Гуго Капета в 987 году была поистине поворотным моментом в истории и жизни города - именно тогда Франция и Париж стали единым целым.

В отличие от времён правления франкских королей Париж стал не только официальной столицей - именно рост авторитета Парижа навсегда изменил страну, которой до 1328 года предстояло править Капетингам.

К началу XI века политическая обстановка в Европе обуславливалась соседством более развитых цивилизаций с менее развитыми, но более воинственными. С севера Франции угрожают потомки викингов - норманны, с юга наступают, захватившие Северную Африку и Испанию арабы, а с востока совершают набеги венгры (их легкая конница устраивала походы за Рейн и Рону, появлялась у Парижа). И, конечно, извечный враг - Англия.

Герцогство Нормандское долгое время оставалось независимым от Парижа и королевской власти. Норманны часто поднимались вверх по Сене, доходили до Парижа и грабили его. Поэтому задачей королевской власти было подчинить себе Нормандию.

Карл III Простоватый (правил с 893 по 923гг) заключил договор с предводителем норманнов Роллоном, по которому норманны становились вассалами короля, прекращали набеги на Париж, а король брал их под свое покровительство и, в случае необходимости, предоставлял политическую и военную поддержку.

 

Париж в XI веке

 

Закончилось первое тысячелетие, но Париж пока так и не стал величественным городом и постоянной столицей Франции.

Короли сменяли один другого: Роберт II Благочестивый (996-1031), Генрих I (1031-1061, по другим источникам 1060). Генрих был одним из трех сыновей Роберта II и Констанции, дочери графа Тулузского

Генрих был смелым воином и много воевал, но он не унаследовал отцовского ума, и авторитет королевской власти при нем сильно упал.

В 1051 году в Париж прибывает дочь киевского князя Ярослава, Анна Ярославна, чтобы стать женой вдового и бездетного Генриха I.

Русская княжна была шокирована городской грязью и нищетой. Париж, убогий и неорганизованный город, был ничем не лучше, а иногда и проигрывал главному городу Руси, Киеву, покинутому Анной.

Её недовольство зафиксировано в киевских летописях: Анной написаны полные жалоб длинные письма на греческом языке, в которых она называет свою поездку ссылкой в «страну варваров, где дома мрачные, церкви уродливые, а обычаи противные».

Такой взгляд на французскую столицу неудивителен, ведь в те времена главные церкви (Сен-Жульен-ле-Повар, Сен-Северен, Сен-Бак, Сент-Этьен-де-Гре) стояли разграбленными, дома, лавки, проезды и улицы Сите изрядно обветшали.

Остатки галло-римских построек всё еще попадались на улицах Парижа. Развалины стали частью стен и площадей города, а упорядоченное градоустройство отсутствовало.

Окраинные улицы (особенно левобережье) превратились в грязный лабиринт, кишевший домашними животными и крысами, заполненный мусором и фекалиями, что кучами скапливались между ветхими строениями.

Сын Анны Ярославна Король Филипп I взошел на престол в возрасте 14 лет. Королевская власть при нём всё более и более ослабевала, сеньоры «распустились», и почувствовали себя ни от кого не зависящими господами.

 Они часто грабили и конного, и пешего, проезжавшего мимо ворот их замков. Дошло до того, что сам король не мог выехать из своей столицы без опаски.

 

Париж в XII веке

 

«Грехи» своего отца пришлось исправлять его сыну Людовику VI Толстому (1108-1137). Именно он искоренил «беспредел» рыцарей-разбойников и начал возрождение Парижа.

Большинство парижан того времени были счастливы уже тем, что просто выжили: конец света, которого ждали на переломе тысячелетия, так и не наступил. Тем не менее, волнения в обществе не прекращались, новые церкви строились по всему Парижу, но не могли утешить страждущих. Горожане подавляли свои страхи, азартно и страстно предаваясь удовольствиям, музыке, вину и поэзии. Они наряжались в одежды ярких расцветок и украшали себя золотом и серебром.

Регресс, который застала Анна Ярославна, пошел на спад, и Париж начал свое превращение в великий город.

Ключевую роль в этом сыграл аббат Сен-Дени, главный советник Людовика VI - монах-бенедиктинец Сюжер. Король доверил Сюжеру 30 лет править Парижем в условиях относительной свободы в принятии решений.

Стоит отметить, что к этому времени жизнь кипит не только в Париже, но и в его окрестностях. Вокруг города возникают то тут, то там аббатства и монастыри. Одно из таких аббатств, на холме Монмартр (18 округ современного Парижа), аббатство бенедектинок, основала жена Людовика VI Толстого — Аделаида Савойская. Там она приняла мученическую смерть и похоронена в церкви Сен-Пьер-де-Монмартр, строительство которой началось в 1134 году и завершилось только к концу столетия.

В 1137 году Людовик VI Толстый умирает от дизентерии, которая была обычной болезнью в те времена, из-за ужасающей антисанитарии.

А его старший сын Филипп погиб на улице из-за несчастного случая: его убила дикая свинья, которые во множестве обитали в те времена на улицам Парижа!

На трон взошел второй сын Людовика VI – Людовик VII Младший. И все тот же Сюжер организовал выгодный брак Людовика Младшего с Элеонорой Аквитанской, чем утвердил главенство Парижа над землями юго-западной Франции.

Из-за всех этих политических маневров к 1165 году и к рождению Филиппа-Августа, полуразрушенный, едва застроенный Париж уже обладал всеми задатками великой европейской столицы. 

В начале XII века в Париже существовало множество строительных проектов, но стало совершенно очевидно, что ему недостает большого храма. Город был полон паломников и священных реликвий, привозимых из крестовых походов. Однако без большого храма Париж не мог стать настоящим оплотом христианства. И вот за два года до рождения Филиппа-Августа, в 1163 году на глазах епископа Парижского в фундамент собора Нотр-Дам были заложены первые камни.

Решение построить собор имело и политическую подоплеку: Париж продолжал соперничать с Римом, и парижане не могли «проигрывать» в архитектуре.

Для того чтобы построить собор нужно было разобрать развалины церкви Сен-Этьен, построенной еще при Меровингах, и прилегавшего к ней рынка. Только в 1180 году появились очертания трансепта.

 

Париж_2009_2 070

 

Нотр-Дам де Пари.

Фото автора

 

Строители планировали возвести собор, который «станет над водами, словно огромный величественный корабль». Собор построен в готическом стиле и его строительство было завершено к 1345 году.

С самого начала стройки жизнь на площади, на Паперти Нотр-Дам, и по сей день считающейся центром Франции, била ключом.

Но условия этой жизни были грубы и жестоки - окрестности кишели проститутками, нищими и ворами, здесь часто вспыхивали эпидемии.

Сена несла холеру, и эта болезнь частенько наведывалась в город, а запах мертвых тел разносился на десятки километров вверх по реке.

Но, вопреки бедствиям, парижане гордились своим собором - Нотр-Дам де Пари фундаментально изменил Париж. Собор был самым высоким зданием, когда-либо возведенным в Париже: его было видно за несколько километров, и слава о нем быстро разнеслась по всей Европе. А парижане получили возможность подняться на галерею и впервые разглядеть свой город во всех деталях.

Король Филипп-Август задумался и об укреплении Парижа. Он строит мощную крепостную стену. Оборонительное сооружение начиналось у моста Искусств на правом берегу Сены, полукругом охватывала квартал Маре, доходило до набережной Де Турнелль на левом берегу и возвращалось к нынешнему Институту Франции, минуя бульвар Сен-Жермен. Сегодня хорошо сохранившийся обломок стены можно увидеть в квартале Маре. Стена, опоясавшая город, обеспечила Парижу сто последующих безопасных лет.

Не менее важны для Филиппа-Августа были проекты строительства Лувра и крытого рынка Л`Аль. Филипп чувствовал себя стесненным старым дворцом на острове Сите, что и стало причиной начала строительства Лувра.

 

Париж_2009 1674

 

Древний louver в подземном вестибюле современного Лувра.

Фото автора

 

Лувр был задуман как крепость, чтобы защитить город от набегов мародеров со стороны реки. Поперек течения Сены протянули тяжелую цепь, которую опускали, давая проход речному транспорту. На западной оконечности стены была поставлена внушительная башня высотой 31 метр. Она венчалась характерной для Средневековья остроугольной крышей. Современники прозвали новостройку «louver», что в переводе со старофранцузского означало «крепость». Древний  louver сегодня можно наблюдать в подземном вестибюле современного Лувра.

Кстати, однажды высунувшись из окна Лувра, Филипп-Август ощутил страшное зловоние исходившее от экскрементов, которые выбрасывались из окон домов прямо на улицы Парижа. Именно тогда король приказал построить в городе канализацию - первую канализацию Парижа!

Строительство рынка Л`Аль было вызвано необходимостью дать городу новые площади для торговли. Поэтому часть торговли с Греве была выведена за пределы острова Сите.

Городские власти решили не строить новые мосты, а переместить столичную торговлю на север города. Набережную и мосты заполнили иностранные купцы, менялы и жулики. Крестьяне боялись столицы - они считали, что Париж кишит «опасными преступниками и распутными девками». Распродав товары на ярмарке, они спешили обратно в свои деревни.

В XI веке в Италии появился Болонский университет, Парижский же появляется только в начале XIII века, но не на пустом месте. Ещё во времена Карла Великого при монастырях начали создаваться школы.

В них изучались «семь свободных искусств»: грамматика, риторика, логика, арифметика, музыка, астрономия и геометрия. Но преподавалась и теология, философия, юриспруденция, медицина.

Учащиеся таких заведений считали себя студентами, по аналогии со своими итальянскими собратьями. Особенно славилась школа при соборе Парижской Богоматери. Но постепенно науки выходят из-под влияния церкви.

В 1106 году в Париж приезжает провинциал Пьер Абеляр, чтобы изучать логику и философию. Абеляр уже изучал философию,  будучи воспитанником Росцелина из Логминэ.

В Париже его наставником становится архиепископ Парижский Пьер Ломабар. Но в какой-то момент Абеляр критикует своих учителей и создает свою теорию, получившию впоследствии широкое распространение, - концептуализм.

Менее склонные к романтизму современники вспоминали об Абеляре, прежде всего, как об «отце-основателе» Университета Парижа. Именно он первым обратился к диалектике, подкрепленной логикой, отказался от примесей мистицизма в науке. Именно Абеляр первым начал читать лекции своим ученикам не в храме, а на холме Святой Женевьевы. И именно здесь будет основан первый парижский университет.

Одним из самых видных достижений Филиппа-Августа стала организация эффективной полицейской системы. Началось всё в 1190 году с назначения чиновников-бальи, которые должны были, пока король и его приближенные находятся в крестовом походе, поддерживать закон и порядок в городе.

Филиппу-Августу удалось придать блеск политической репутации Парижа, продемонстрировать его военную мощь, вывести столицу Франции вперед всех конкурентов, не оставив городов-соперников даже в дальних странах.

 

729px-Plan_de_Paris_1223_BNF07710747

 

План Парижа 1223 года

Париж в XIII — первой четверти XIV века

 

В 1223 году умирает Филипп-Август и французский престол занимает его сын — Людовик VIII Лев. Жизнь он прожил недолгую, а королем был всего три года (1223-1226). Он был хорошим военачальником, много сделал для Франции, но не успел оставить свой след в Париже. Заболев лихорадкой, он скончался в Оверни в возрасте тридцати девяти лет.

На момент смерти  Людовика VIII его старшему сыну Людовику исполнилось 12 лет.

Людовик IX известен своими «походами» в Святую Землю. Несмотря на религиозный пыл монарха, Париж при Людовике IX процветал.

В 1242 году король приказал построить Сен-Шапель, и Париж получил одну из самых красивых и загадочных церквей, поражающую воображение изящной работой по камню и росписью с изображением звездного небосвода.

Сен-Шапель была поострена для хранения святых реликвий Страстей Господних - реликвий, которых в ней больше нет. Из многих реликвий, купленных Людовиком IX у императора Бодуэна II, набольшую ценность представляли Терновый Венец и фрагмент подлинного Креста Господня.

В 1239 году специально посланные за реликвиями монахи-доминиканцы, братья Жан и Андре де Лонжюмо, доставили ларец с Терновым Венцом в Вильнев-л`Аршевек. Король, в сопровождении брата, королевы и архиепископа города Сенса, отправился сам встречать долгожданную реликвию.

Людовик IX был сильным и жестким королем. В 1261 году он назначает главным префектом Парижа (этот пост учрежден в 1160г) казавшегося неподкупным Этьена Буало. Первой задачей Буало было урегулировать городскую экономику, определить корпоративные границы гильдий и упорядочить «Книгу промыслов» - перечень всего, что производилось, импортировалось, вывозилось и потреблялось Парижем XIII века. Перепись Буало обнаружила более 120 гильдий, в которых состояло более 5000 членов, обучавших помощников или учеников и производивших товары от пива до ножей.

Важным событием в истории города является и основание в 1257 году Парижского Университета. На том месте, где Абеляр читал лекции своим ученикам, граф Робер де Сорбонн создал колледж, давший имя Университету Парижа - Сорбонна.

Парижский Университет может гордиться тем, что в нем сначала учился, а потом преподавал великий богослов и философ итальянец Фома Аквинский (1226—1274), который сумел совместить философские и научные трактаты Аристотеля с учением церкви.  

В XIII веке Сена делила Париж на три четко разграниченных района: Le quartier d`Outre-Grand-Pont (квартал за Большим мостом), Le quartier d`Outre-Petit-Pont (квартал за Малым мостом) и Le quartier de la Cite (Ситэ), названия вскоре сократились до La Ville, L`Universite и La Cite. Районы существовали вплоть до разделения Парижа на 20 округов.

В Ла Вилль находились торговые кварталы и дома самых состоятельных семейств Парижа: Барбе, Бурдонов, Попенов, Бонн-Филль, Пиз де О.

Жили в Ла Вилль и не самые богатые парижане, с менее звучными и более прозаическими и весьма распространенными фамилиями: Ле Гран, Ле Гросс или Буланже (Большой, Толстый, Булочник). Но они не могли позволить себе арендовать больше одной комнаты или спали в одном помещении со слугами и домашними животными.

Ла Вилль входил в Фобур Сен-Дени, здесь и по сей день, множество улиц сохранились, почти не изменившись, например улица Мовез Пароле (улица Скверных Слов) или улицу Ломбардцев.

А вот район Университэ сильно отличался от района Ла Вилль. Если правобережье перестраивали в соответствии с требованиями властей и торговцев, то левый берег Сены развивался в соответствии с потребностями коллежей, церковных приходов, монастырей и монашеских орденов. Даже торговля левобережья подчинялась академическим нуждам. Единственный в городе магазин чернил Асцелины де Ройе располагался на улице Сен-Виктор, а все восемь книжных лавок Парижа размещались на территории от улицы Нев-Нотр-Дам до улицы Скотобоен (нынешняя ул. Муфтар) - главной улицы ведущей к Латинскому кварталу.

Перебраться с одного берега реки на другой для парижанина тех времён было подобно переезду из одной страны в другую, от одного образа жизни к совсем иному. Бывали даже случаи, когда люди отказывались переселяться на другой берег, утверждая, что «учиться на противоположной стороне нечему и смотреть там не на что».

В это время зародился раздражавший «благородное сословие» Парижа класс буржуа. Впервые термин «буржуа» встречается в королевском документе 1134 года и определяет их как «свободных бюргеров» города, не подходящих ни под одну из ранее устоявшихся социальных категорий: не подневольный крестьянин, не ремесленник и не аристократ.

Париж населяли самые разные люди: нищие, крестьяне, ремесленники, студенты, торговцы, монахи, рыцари, аристократы - достаточно персонажей, чтобы наполнить целый мир. И «буржуа», буржуазия явилась новым феноменом в классификации королевской администрации. Более того, король и аристократия готовы были поделиться с народившимся сословием властью, так как буржуазия не была связана какими-либо клятвами верности и обязательствами.

В эти годы буржуазия окрепла и развила сложную иерархическую структуру, различавшую членов общества по произношению, манерам и состоянию, а не по рождению. Тогда же в обществе определилась и «высшая буржуазия» - класс, «опасно приблизившийся» к аристократии, подражающий ее манерам, но жестко отделявший себя от нее запросами и требованиями. Самые знаменитые семьи Парижа в определенной степени связаны с буржуазией того периода или произошли из ее среды.

Между тем, в 1270 году умирает во время восьмого крестового похода в Святую Землю король Людовик IX Святой. Его сын Филипп III Смелый (правил 1270 - 1285) был коронован после смерти отца прямо в военном лагере, в Карфагене. Воспитанный отцом и бабушкой, этот король был отважным воином и благочестивым христианином, но не мог похвастаться ни отцовской силой воли, ни яркой индивидуальностью. Жизнь королевства текла в русле обозначенном Филиппом-Августом и Людовиком Святым. Филипп III хоть и правил 15 лет, но яркого следа в истории Парижа не оставил.

В 1285 году французский престол переходит к сыну Филиппа III Филиппу IV Красивому, получившему прозвище «Железный Король».

Филипп IV Красивый упорно вел Францию курсом, намеченным Филиппом-Августом. Расширение территории, усиление власти короля путем совершенствования государственного аппарата и ущемления прав сеньоров, опора на города. Очень выгоден для королевства был его брак с Жанной Наваррской, который «принес» в качестве приданного королевство Наваррское и Шампань. Никуда не делись и «проблемы» с Англией, но Филипп пытается решить и их, выдав замуж за английского короля Эдуарда свою дочь Изабеллу.

Именно нелюбовью и страхом перед новым классом, буржуазией, объясняются некоторые странные законы 1294 года, запрещавшие буржуа владеть каретами, носить мех горностая и драгоценные камни, иметь больше одной перемены одежды в год и покупать иностранные продукты.

Тем не менее, Филипп Красивый не гнушался деньгами, которые буржуа приносили городу - он любил грандиозные строительные проекты и роскошные пиры.

Что касается строительных проектов, то стоит отметить дворец Консьержери. Это мрачное, но величественное здание на берегах Сены относится к концу XIII - началу XIV века. Название его происходит от французского слова «concierge», что означает «королевский сановник».

Строительство его начал еще дед Филиппа - Людовик Святой, на месте бывшей резиденции римских правителей Галлии.

Король Филипп Красивый приказал расширить парижскую резиденцию, построить новый великолепный дворец, дорогостоящее сооружение, которому по красоте во Франции не было равных. Рядом были построены административные, финансовые и юридические службы. Королевский дворец был крепостью, укрепленной четырьмя башнями.

Чтобы найти деньги, Филипп Красивый решил «разделаться»  с тамплиерами, очень богатым монашеским орденом. Они были и воины, освобождавшие «гроб Господень» в Иерусалиме, и ростовщики, и были очень, очень богаты!

13 апреля 1313 года тамплиеров обвинили в связи с дьяволом и отлучили от церкви. Великий магистр ордена тамплиеров Жак де Моллэ и его соратники были приговорены к сожжению.

18 марта 1314 на маленьком острове в центре Парижа - Острове евреев (ныне Иль дю Сквер дю Верт-Галанд), поднимаясь к небу на вершине сложенного костра, де Моллэ выкрикнул проклятье королю и Папе римскому, и предсказал, что они не доживут до конца года. Папа умер всего через месяц от неизвестной болезни, а Филипп Красивый через несколько месяцев погиб от несчастного случая на охоте.

Так наступил для Парижа век XIV-ый...

 

Париж XIV века

 

К началу XIV века Париж процветал. Великие правители, такие как, Людовик VI, Филипп Август, Людовик IX Святой, Филипп IV Красивый много способствовали развитию города.

В Париже было построено множество храмов (Сен-Жермен де Пре, Сен-Северен, Сен-Жюльен-ле-Повр, Сен-Шапель и конечно же Нотр-Дам де Пари). Строились и дворцы: дворец Сите и Консьержери. Строились оборонительные укрепления — крепость Лувр и стена Филиппа Августа.

При Филиппе город вырос - только на острове Сите теперь действовало более 20 церквей.

Эндрю Хасси пишет: «Париж, без сомнения, стал центром образования и религиозного паломничества всей Западной Европы, а в торговле сравнялся, пожалуй, с самой Венецией».

Но начинается Столетняя война... Париж приходит в упадок, население резко сокращается, останавливается торговля, на улицах творится беззаконие, частые стихийные бунты парализуют работу Парижского Университета.

Чума, голод, жакерии - вот лишь немногое, что свалилось на плечи французов. Париж оккупирован англичанами… Кажется, что город уже никогда не сможет возродится.

Своему преемнику Людовику X Сварливому Филипп оставил столицу, исчерпавшую все моральные и физические ресурсы.

Это время Фернан Бродель назвал началом «сатанинского столетия». Все достижения предыдущего века канули в лету, а Париж вступил в бесконечную войну, окунулся в кровавую бойню, болезни и голод.

Изменения в численности населения Парижа происходили в соответствии с несчастьями, обрушившимися на страну. Самым, пожалуй, крупным бедствием стал голод 1315-1317 годов, что ошеломило старшее поколение парижан, которые еще помнили, как город гордился изобилием товаров и продуктов.

В 1348 году в Париже началась страшная эпидемия чумы. «Чёрная смерть» мгновенно охватила город, а количество смертей исчислялось сотнями в день. Перенаселенный лабиринт улиц вокруг собора Нотр-Дам превратился в смердящий склеп: трупы лежали прямо на улицах, их открыто обгладывали крысы (котов парижане перебили начисто, так как считали, что именно кошки являются разносчиками заразы).

Бушевавшая больше года эпидемия сократила население столицы вдвое и полностью уничтожило речную торговлю.

 

 

Чума…

 

В 1350 году умирает король Филипп VI, и престол занимает его сын — Жан II Добрый (1350-1364). Он был доблестным рыцарем, любившим воевать, но финансовое положение французского королевства было угрожающим - богатейшие провинции разорены, города и деревни вымерли, в казне – «хоть шаром покати».

Вместе со всей страной разрушался и Париж. Очевидец, великий поэт Петрарка, посетивший в 1360 году город, писал: «Я не узнавал города. Самое процветающее королевство превратилось в горстку пепла, если здание не защищено стенами и бастионами — оно разрушено. Где теперь Париж — великий город прошлого?»

В Париже воцарился хаос - власти не могли справиться ни с разгулом преступности, ни с вспыхивающими, то тут, то там народными возмущениями.

Одним из тех, кто доставил наибольшие неприятности властям, был торговец и префект Парижа Этьен Марсель.

Жизнь Парижа тех времен можно охарактеризовать одним словом: беззаконие.

В 1358 году Парижский университет направил официальную жалобу королю Карлу V на то, что вокруг улицы де Фуарр, где проходило большинство лекций, ночью слоняются преступники, проститутки, а также прочие «femmes malpropres» (непорядочные женщины).

Каждое утро улицы оказывались заваленными фекалиями, залиты мочой, закисшим вином и рвотой.

Сами же студенты любили гулять по набережной Пре-о-Клерк, где ловили рыбу и устраивали шумные попойки. Попытка настоятеля аббатства Сен-Жермен навести порядок, не увенчалась успехом.

Но король Карл V всё же заботился о культурной жизни столицы, и библиотека Лувра при нём пополнилась более, чем когда либо. Но сам Париж развивался вяло и к 1383 году, единственными достойными упоминания, новыми постройками были городские оборонительные сооружения и крепостные ворота.

Основной заботой Карла Мудрого было укрепление правобережья, где продолжает развиваться городское строительство. Именно на правом берегу, вокруг старой стены Филиппа-Августа  он строит новые оборонительные укрепления.

 

Стена

 

Оборонительная стена Парижа

 

При раскопках в апреле 2009 года в районе улицы Риволи были найдены остатки оборонительных укреплений: ров глубиной до 3 метров в форме буквы «V», протяженностью 20 метров и шириной 12 метров.

Сегодня от укреплений Карла V не осталось ровным счетом ничего, кроме названия улицы – des Barres (улица Заграждений). Сохранились лишь некоторые жилые дома и монастыри в районе Маре. Так, например, на улице Д’Урскамп, дом 44, можно увидеть подвал в готическом стиле, а на ул. Архивов, д. 26, можно полюбоваться средневековым монастырем Сострадательных Отцов. Чуть далее, по этой же улице, в доме № 58 жил военачальник Карла V – Оливье де Клиссон, который со своими солдатами, вынужден был отвоевывать у англичан Францию. Это дом датируется 1375 годом, и портал дома сохранился  с тех времен.

 

paris_1

План Парижа XIV века 

1.        Нотр-Дам де Пари

2.        Сен-Шапель

3.        Лувр

4.        Консьержери

5.        Сен-Северен

6.        Сен-Жульен-ле-Повр

7.        Колледж Сорбонны

8.        Сен-Жермен-де-Пре

9.        Сен-Дени

10.      Сен-Пьер-де-Монмартр

11.      Нантерр, церковь Святой Женевьевы

 

На ул. Монтморенси, дому 51, претендует на звание самого старого дома в Париже – «Дом Николя Фламеля». Этот дом датируется 1407 годом и на его портале мы видим надпись: «Nous hommes et femmes laboureurs demeurant au porche de cette maison qui fut faite en l`an de grace 1407, sommes tenus chacun en droit sous dire tout les jours un patenotre et un ave maria en priant Dieu que de sa grace face pardon...» («Мы, мужчины и женщины, пахари, проживающие под крышей этого дома, построенного милостью Божией в 1407 году, поддерживаем право каждого ежедневно молиться и просить Бога о милости и всепрощении».)

 

http://data7.gallery.ru/albums/gallery/1249--13953041-m549x500.jpg

 

«Дом Николя Фламеля».

 

SAM_2955

 

Дом № 3 по ул. Вольта (начало XIV века),

Фото автора

 

SAM_2959

 

Но, французский писатель и историк Лоран Дойч считает самым старым домом в Париже дом № 3 по ул. Вольта (начало XIV века), но другие историки предполагают, что портал дома был перестроен в XVII  веке.

При Карле V была отремонтирована  и пострадавшая от наводнения небольшая крепость Пти-Шапель, впоследствии ставшая тюрьмой. Сейчас от крепости осталось только название моста Шапель и название станции метро.

В 1370 году начинается строительство одного из самых ненавистных для парижан зданий - здания Бастилии.

Бастилия долгое время являлась самой страшной и наводящей ужас тюрьмой. Со дня основания эта крепость-тюрьма постоянно окружена какой-то тайной. В ней отбывали наказания заключенные, попадавшие туда без суда и следствия по особому приказу короля, преступники, замешанные в делах об отравлениях, искатели «философского камня» и «эликсира жизни», каким-то образом всегда связанные с государственными преступлениями.

Бастилия была разрушена во время Великой Французской революции в 1789 году, разобрана до основания и из её камней был построен мост, соединяющий набережную Тюильри и площадь Согласия на правом берегу с набережной Орсе и Бурбонским дворцом на левом берегу. В начале строительства он назывался мостом Людовика XVI, однако по окончании строительных работ в 1791 году его нарекли мостом Революции. А сейчас он называется мост Согласия.

А следующий король, сменивший своего отца Карла Мудрого, сошел с ума. Он так и вошел в историю – Карл VI Безумный (1380-1422).

В Париже королем объявили восьмилетнего Генриха VI. А парижане очень не любили англичан: пока парижский люд голодал, английские захватчики чванливо разгуливали по городу и французы называли их «d`anglois couez» - хвост англичанина. Этот речевой оборот родом из парижского фольклора, где говорилось, что Господь дал англичанам свиные хвосты - признак всей нации.

Указатель «Английская улица», обозначающий место, где англичане в те времена пили, пели и буянили, изрисовывают и ломают с завидной постоянностью до сих пор, даже через шестьсот лет после оккупации.

А человек, который спас Париж от оккупантов, никогда не был в самом городе, но, сумев изменить ход истории Франции, повлиял на историю Парижа.

Это - Жанна д`Арк. Из официальных источников известно, что Жанна была дочерью крестьянина Жака Дарк и Изабеллы де Вутон, по прозвищу Римлянка. Автором этой легенды был директор национального архива Жюль Мишле. Но можно ли полностью доверять его версии? Ведь сама Жанна никогда не называла себя Жанной д`Арк.

Одной из версий рождения Жанны является следующая: ее родителями были Луи Орлеанский и королева Изабо…

И, уже после пленения её бургунцами, в ходе судебного процесса она не раз заявляла, что ей неведома собственная фамилия, лишь уточняя, что зовут её Жанна.

Впрочем история Жанны,  Орлеанской Девы, как её называли, слишком длина и запутана… По официальными данным она была сожжена в Руане, по неофициальным – осталась жива…

Но вернёмся в Париж…

Париж  XV века

 

А что же творилось в Париже в первой половине XV века? Об этом можно узнать со слов современников, и в первую очередь, конечно же, великого французского поэта Франсуа Вийон, который родился в Париже в 1431 году.

Вийон учился в Парижском университете, даже получил степень магистра искусств, что не очень-то котировалось в те годы, когда лучше было бы изучать богословие. Но в 1451 году из университета его исключили.

 

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=90898294-13-72&n=21

 

Франсуа Вийон

 

После исключения из университета Вийон присоединился к студенческому братству «деклассированных». Это была целая армия молодых людей без профессий, без средств к существованию, бездомных и бродяг.

В отличие от студентов, проживавших в зданиях университета или при коллежах, эти школяры, поступив в университет, селились и выживали сами по себе. Общество считало их пьяницами, развратниками и угрозой миропорядку. Тогда же Вийон связался с «кокийарами» - опасными бандитами, дезертирами, грабителями и убийцами - в основном это были «отбросы» Столетней войны.

Но Париж Вийона был невелик: от моста Искусств до южной оконечности Латинского квартала. Это Париж студентов, бродяг, монахов и разбойников. Не зря современники называли Вийона покровителем городской бедноты, дезертиров, нищих и разгильдяев.

Много раз Франсуа был на волоске от смерти, которой боялся больше всего на свете:

Я Франсуа — чему не рад! —

Увы, ждет смерть злодея,

И сколько весит этот зад,

Узнает скоро шея.

Отсюда и его взгляд на мир и любимый город, в который он неизменно возвращался глазами висельника. В своей «Балладе повешенных» Вийон рисует нам типичную картину тогдашнего Парижа:

Вот мы висим печальной чередой,

Над нами воронья глумится стая,

Плоть мертвую на части раздирая,

Рвут бороды, пьют гной из наших глаз...

Не смейтесь, на повешенных взирая,

А помолитесь Господу за нас.

Жизнь и творчество Вийона положили начало многолетней традиции Парижа иметь собственных поэтов.

В 1461 году сбылась мечта дофина Людовика и он, в 38 лет, стал королем Людовиком XI (1461-1483), имея за плечами немалый и сложный жизненный путь.

Именно при Людовике XI Франция приобретает знакомые нам «шестиугольные» очертания, а Париж возрождается, и становится именно «тем Парижем», городом, известным всему миру, городом, каким он нам знаком, до Великой Французской Революции 1799 года, когда была снесена Бастилия, и середины XIX - перестройки бароном Хаусманном.

В городе идет интенсивная торговля и строительство, по Сене возобновлено судоходство, а население города выросло до двухсот тысяч человек.

 

Parizh_01

 

Париж в XV веке

 

Sovremennyj-Parizh

 

Космоснимок центра современного Парижа с указанием местоположения сохранившихся средневековых построек

 

Но Париж был всё еще грязен и зловонен… «…Париж стоял на выгребных ямах, они источали миазмы и зловоние…», - так писал историк Юджин Вебер.

В Париже «…бытовой мусор вперемешку с требухой, испражнениями и падалью сваливали в тянувшиеся вдоль улиц сточные канавы. Туда же выбрасывали трупы недоношенных младенцев… Из канав помои стекали в Сену... Нестерпимое зловоние реки в районе Лувра побудило короля Франциска I купить замок Тюильри ниже по течению. Впрочем, там пахло не многим лучше…», - пишет Юджин Вебер.

Но Париж всё же стал «Городом Света», ибо для процветания Парижа и его становления, как столицы Франции, была необходима сильная централизованная королевская власть, расширение и усиление торговли, науки и искусства, а также благоприятная внешняя политика.

А для развития торговли, как внешней, так и внутренней – было необходимо укрепление границ, отсутствие войн на территории государства и благоприятные демографические условия.

А для развития науки и искусства необходимо наличие в городе университетов, которые являются не только центрами науки и культуры, но и привлекают в город новых жителей - студентов и преподавателей.

Нахождение в городе церквей и соборов, привлекает паломников, что  способствует строительству новых храмов, а значить и развитию архитектуры.

На примере Парижа видно, как во время военных действий столица приходит в упадок, а с победоносным окончанием войны город, как «Феникс из пепла» возрождается вновь.

И можно с уверенностью утверждать, что к концу XV века Париж стал одним из крупнейших и важнейших городов Европы, одним из геополитических ее центров.

 

Список использованной литературы

 

1.    Абрамсон, М. Л., Кириллова, А. А., Колесницкий, Н. Ф. История средних веков. - М.: Просвещение, 1986

2.    Бакстер Д. Лучшая прогулка на свете. М.: Астрель. 2012.

3.    Ги, Б. Любовь, которая сотворила историю [Электронный ресурс] - Les amours qui ont fait la France - Presses de la cité, 1978

4.    Глускер В. В поисках Франции. М.: Международные отношения, 2011.

5.    Дельнов, А. А. Франция. Большой исторический путеводитель. - М.: Эксмо, Алгоритм, 2008.

6.    Косиков, Г. К. Франсуа Вийон. - М.: Радуга, 1984.

7.    Маджи, Д. Париж. - Флоренция: Бонечи, 2002

8.    Моруа, А. Париж. - М.: Искусство, 1970

9.    Носик В.М. Прогулки по Парижу. Т. 1 и 2. М.: Эксмо. 2011

10.  Останина, Е. А. Лувр. - М.: Вече, 2005

11.  Хасси, Э. Париж: Анатомия великого города. - М.: Эксмо ; Спб. : Мирград, 2010.

12.  Чекулаева, Е. О. Блистательный Париж. История. Легенды. Предания. - М.: Вече, 2008

13.  Deutsch, L. Métronome, L`histoire de France au rythme du métro parisien.

14.  Greif J.-J., Coudeyre M. Jeanne d`Arc. - Paris: Edition Mango, 1999

15.  Volkmann, J.-C. Petite chronologie de l`histoire de France. - Paris: Edition Gisserot, 2002

16.  Sainte-Chapelle. - Éditions du patrimoine, Centre des monuments nationaux Paris, 2002

17.  Volkmann, J.-C. Petite chronologie de l`histoire de France. - Paris: Edition Gisserot, 2002

18.  Weber, E.  From Ordure to Order // The New Republic, 1991.

 

Автор - Жанна Каздым, 10 «в» класс ГОУ СОШ 1354, Москва